Люди, как птицы

Люди издавна мечтают летать - но не в салонах роскошных авиалайнеров, не за штурвалом пусть даже легкого самолета и планера - летать всем нам хочется по-настоящему.

В небе. На собственных крыльях.

И это - вполне достижимо. Проблем, очевидно, здесь видится две: трудно будет освоить летательный аппарат, надеваемый на человека подобно костюму аквалангиста, но с крылями - без навыков и инстинкта полета. Потеря равновесия даже на короткое время приведет к неизбежному удару о нашу достаточно твердую землю.

Решение этой проблемы вполне тривиально: бомбардировщики "Стеллс" не могут летать без доброго десятка компьютеров, анализирующих поведение самолета и автоматически стабилизирующих машину. Такие же компьютеры смогут помочь человеку управлять крыльями, исправляя его промахи и ошибки.

Достаточно будет взмахнуть крылом, и десяток компьютеров выберет оптимальные (и безопасные) углы атаки крыла, угол наклона поверхности перьев и подходящую скорость полета. При достаточно "умной" программе крылья становятся естественной частью пилота, позволяющей ему летать, как птица - но не позволяя совершать критические ошибки.

Проблема вторая - нехватка энергии. Не приспособлен, увы, человек к долговременным вольным полетам - тяжел и не может потратить энергию "взрывом", за очень короткое время.

И не надо.

Поможем ему сервоприводом. Наденем крыло, как обычный экзоскелет с усилителем силы. Десятки чувствительных датчиков отслеживают взмахи рук и движения тела, усиливая их и передавая крылу. Вклад человека в баланс энергии можно регулировать - так, чтобы полет мог стать и тяжелой работой, и легкой прогулкой - в зависимости от того, какую долю энергии в общем балансе возьмут на себя сервоприводы.

Конечно, нужны будут мощные сервомоторы и емкие легкие аккумуляторы. Возможно - с расходом рабочего тела и сбросом остатков электролита на землю. Если использовать топливные элементы, то сброс дистиллированной воды не повредит экологии.

Таким способом мы избавимся от необходимости возить с собой "мертвый груз" - отработанный электролит. Неплохо бы в качестве одного из компонентов источника энергии использовать воздух - его вокруг много, и не придется брать запас окислителя с собой.

Для старта (а мы уже знаем из опыта - чем тяжелее птица, тем труднее ей взлететь) можно использовать площадки, расположенные на достаточно большой высоте, стартовые ускорители (одноразовые реактивные системы, позволяющие набрать высоту) или разгонные катапульты.

Пилот в обтекателе разгоняется катапультой до крейсерской скорости и "выстреливается" под углом к горизонту. В верхней точке параболы сбрасывается обтекатель, расправляются крылья и пилот начинает свободный полет.

Перспективы махолетов весьма интересны: спортивно-туристские и развлекательные полеты, транспортировка людей или грузов (для беспилотного варианта) в труднодоступные местности и регионы.

Оценят свободный полет и возможность десанта с любых самолетов на труднодоступную местность с почти идеальной точностью приземления сотрудники службы охраны лесов от пожара, егеря и спасатели, врачи экстренной помощи (научиться летать на махолете заведомо проще, чем прыгать с парашютом), и, уж конечно, военные.

Сброс десанта и грузов за пределами видимости локаторов и стремительный полет на сверхмалой высоте - идеальный сценарий высадки подразделений.

"Как снег на голову", - говорил фельдмаршал Суворов. Похоже, мечта полководца становится явью.

05.05.2017. Благовещенск