Транссибирский экспресс
Транссибирская магистраль, построенная в начале XX века, стала становым хребтом развития Дальнего Востока и Сибири.
Если в Европейской части России города и деревни строились на берегах судоходных рек, то на Дальнем Востоке
поселки, города, рудники и заводы тяготеют к Транссибу.
Сотня лет - это много. Перевод поездов на электротягу и автоматизация диспетчерской службы не решают главной
проблемы - низкой пропускной способности дороги. Повышение скорости на существующей трассе уже невозможно - кривизна
путей в поворотах выбросит поезд с откоса.
Не удастся и выровнять путь - слишком много препятствий придется пройти: срыть огромные горы, построить тоннели,
эстакады, мосты - там где нет даже автодорог.
Проще сделать все заново, и совсем по другой технологии.
Поезд в вакуумной трубе с линейным тяговым двигателем на сверхпроводящем магнитном подвесе позволяет развить скорость
до восьми километров в секунду. Собственно, можно и больше, но вмешается физика - при достижении скорости выше
первой космической (8 км/сек) наши вагоны выйдут на околоземную орбиту.
Пропускная способность такой дороги будет заведомо избыточной - до тридцати миллионов тонн в час, что перекроет
потребности в грузовых перевозках не только России, но и всего континента не на одну сотню лет вперед.
Высочайшая степень автоматизации дорожного движения и возможность рекуперации затраченной энергии (при минимальных
потерях из-за отсутствия сопротивления воздуха) резко снижает эксплуатационные расходы. А если учесть, что
износа дорожного полотна нет в принципе (магнитный подвес вагонов) и текущий ремонт стандартных тяговых модулей
несложно поручить роботам - становится экономически выгодно строить дорогу.
Да, дорого.
Строить придется не просто дорогу - весь комплекс, от электростанций до сверхпроводящих линий электропередач,
новых заводов по производству тяговых секций, вагонов-контейнеров, автоматики управления и контроля. А сколько
придется построить тоннелей, мостов - и тысячи километров высокопрочной трубы, способной выдержать давление
атмосферы извне и удержать в себе вакуум...
Затраты огромные. И начинать нужно сразу - с разработки проекта, со строительства небольших экспериментальных участков,
с разработки электроники и программного обеспечения, теоретических расчетов и экономического обоснования.
Причем, чем длиннее становится трасса, тем выгодней перевозки. Одной (и не самой богатой) стране такие расходы
не по карману. Возможно, строительство новых дорог - задача всего человечества. Нужно учиться объединять
свои силы, ресурсы и знания. Новая трасса Транссиба пройдет по четырем континентам - пока исключая Австралию и Антарктиду.
Впрочем, с Австралией можно подумать - строительство цепи мостов задача реальная, но непростая. А мост из Европы
и Азии в Африку или в Америку, через Берингов пролив, построить возможно.
И это не все... Большая дорога должна быть увязана с целой системой автоматических Линий Доставки - единой сети
маршрутизации грузов. Когда пересылка контейнера с грузом станет доступной - изменится многое.
Дело за нами.
06.05.2017. Благовещенск
| |
|