Транссибирский экспресс

Транссибирская магистраль, построенная в начале XX века, стала становым хребтом развития Дальнего Востока и Сибири.

Если в Европейской части России города и деревни строились на берегах судоходных рек, то на Дальнем Востоке поселки, города, рудники и заводы тяготеют к Транссибу.

Сотня лет - это много. Перевод поездов на электротягу и автоматизация диспетчерской службы не решают главной проблемы - низкой пропускной способности дороги. Повышение скорости на существующей трассе уже невозможно - кривизна путей в поворотах выбросит поезд с откоса.

Не удастся и выровнять путь - слишком много препятствий придется пройти: срыть огромные горы, построить тоннели, эстакады, мосты - там где нет даже автодорог.

Проще сделать все заново, и совсем по другой технологии.

Поезд в вакуумной трубе с линейным тяговым двигателем на сверхпроводящем магнитном подвесе позволяет развить скорость до восьми километров в секунду. Собственно, можно и больше, но вмешается физика - при достижении скорости выше первой космической (8 км/сек) наши вагоны выйдут на околоземную орбиту.

Пропускная способность такой дороги будет заведомо избыточной - до тридцати миллионов тонн в час, что перекроет потребности в грузовых перевозках не только России, но и всего континента не на одну сотню лет вперед.

Высочайшая степень автоматизации дорожного движения и возможность рекуперации затраченной энергии (при минимальных потерях из-за отсутствия сопротивления воздуха) резко снижает эксплуатационные расходы. А если учесть, что износа дорожного полотна нет в принципе (магнитный подвес вагонов) и текущий ремонт стандартных тяговых модулей несложно поручить роботам - становится экономически выгодно строить дорогу.

Да, дорого.

Строить придется не просто дорогу - весь комплекс, от электростанций до сверхпроводящих линий электропередач, новых заводов по производству тяговых секций, вагонов-контейнеров, автоматики управления и контроля. А сколько придется построить тоннелей, мостов - и тысячи километров высокопрочной трубы, способной выдержать давление атмосферы извне и удержать в себе вакуум...

Затраты огромные. И начинать нужно сразу - с разработки проекта, со строительства небольших экспериментальных участков, с разработки электроники и программного обеспечения, теоретических расчетов и экономического обоснования.

Причем, чем длиннее становится трасса, тем выгодней перевозки. Одной (и не самой богатой) стране такие расходы не по карману. Возможно, строительство новых дорог - задача всего человечества. Нужно учиться объединять свои силы, ресурсы и знания. Новая трасса Транссиба пройдет по четырем континентам - пока исключая Австралию и Антарктиду.

Впрочем, с Австралией можно подумать - строительство цепи мостов задача реальная, но непростая. А мост из Европы и Азии в Африку или в Америку, через Берингов пролив, построить возможно.

И это не все... Большая дорога должна быть увязана с целой системой автоматических Линий Доставки - единой сети маршрутизации грузов. Когда пересылка контейнера с грузом станет доступной - изменится многое.

Дело за нами.

06.05.2017. Благовещенск