Возвращение парохода
Колесный речной пароход забыт незаслуженно: стоимость перевозки груза и пассажиров была небольшой, а малая осадка
и гребные колеса обеспечивали возможность пройти мелководным фарватером и произвести высадку на необорудованный берег.
Нужно ли говорить, что высокая стоимость дизельного топлива или бензина привела к резкому сокращению грузоперевозок
и фактической ликвидации пассажирского сообщения по внутренним речным путям?
В Сибири и на Дальнем Востоке, где железных и автодорог недостаточно, восстановление речного транспорта является
необходимым условием развития края.
Строительство пароходов из современных материалов с использованием достижений теплотехники и гидродинамики
могло бы быть выгодным.
Паровая машина (или двигатель Стирлинга) может использовать любое топливо - от мазута до древесных чурок и угля,
охлаждение конденсатора пара - забортной водой, а отсутствие механических передач и редукторов значительно снизит
стоимость постройки и эксплуатации судна.
Весьма интересно использовать гибридный привод - паровая машина приводит в движение генератор, а тот, в свою очередь,
отдает энергию электродвигателям гребных колес. Управление - электронное, причем излишек энергии заряжает
электрический аккумулятор.
В случае необходимости, аккумулятор работает как дополнительный источник энергии и обеспечивает увеличение мощности
привода судна на сложных участках пути. Электронное управление двигателями гребных колес резко повысит маневренность
судна - при вращении движителей в разные стороны судно способно развернуться практически на месте.
На стоянках можно включить генераторный режим - когда колеса вращаются под напором течения, а приводные электродвигатели
становятся генераторами и заряжают аккумулятор. Дополнительную энергию дают солнечные панели на крыше судна -
солнечных дней в наших краях более, чем достаточно.
Можно и вообще избавиться от паровой машины - если использовать топливные элементы в качестве источника энергии.
Это намного дороже, но вполне оправдано для небольших колесных судов, предназначенных для обеспечения работы наблюдателей
в заповедниках или перевозки туристов.
Гребные колеса, в отличие от их прототипов из прошлого века, можно изготавливать из легких и высокопрочных пластиков,
используя для проектирования формы лопастей расчеты на компьютере. Вполне возможно создать гребные колеса с
изменяемой геометрией лопастей и переменным углом атаки. Компьютер настроит движитель на оптимальный режим в зависимости
от внешних условий и скорости движения судна.
Нетрудно сделать и механизм (например, гидравлический) для управления глубиной погружения гребных колес в воду.
Приподнимая колеса вверх, можно будет легко проходить речные мели и перекаты, не опасаясь поломки, а на глубоких
местах, напротив, увеличивать тяговое усилие.
Для ускорения погрузочно-разгрузочных операций на необорудованных берегах часть груза можно разместить в баржах-лихтерах.
В пункте назначения лихтер выгружается из трюма и самостоятельно следует к берегу, а судно-лихтеровоз следует по маршруту
без остановки.
И, наконец, аналогичное лихтеру, судно - "матка" как база туристических катеров или гидроскутеров обеспечивает комфорт
и высокую мобильность для туристов, рыбаков и охотников.
Пригодится подобное судно как база для лодок и катеров ученых, исследующих гидрологию, геологию и биологию рек или крупных озер.
24.05.2017. Благовещенск
| |
|