Воин
Война - неотъемлемая часть общественных отношений. Когда-нибудь необходимость
силового разрешения противоречий исчезнет, но, думаю, это случится не скоро.
В традиции магии воин считается злом - неизбежным, но злом. Земледелец -
основа основ, труд крестьянина считался (и ныне считается) важным.
Важнее всего - земля и работа на ней.
Только потребность в защите своих рубежей могла оторвать земледельца
от поля и дать ему в руки оружие. Каждый мужчина обязан был знать дело
ратное, умел обращаться с оружием и проходил своеобразные "сборы" вдали
от семьи.
Этой же цели служили военно-спортивные игры, разнообразные состязания
в ловкости, силе, стрельбе из лука, рукопашной борьбе, конной скачке.
Перед войной все мужчины готовились к смерти - мылись в бане, одевали
белую одежду (белый - цвет траура), соблюдали пост. Готовность к битве -
это готовность и к смерти в бою. Женщины провожали мужчин, понимая,
что многим вернуться из боя не суждено, и потому (с точки зрения магии)
человек, ставший воином, умирал для общины.
Убийство человека - даже врага - рассматривалось как тяжелейший
проступок, недопустимый в обычной жизни. Лишь человек, преступивший
край жизни и смерти и не принадлежащий миру живых, получал право
убивать.
Отсюда и ритуальные поединки перед боем - считалось, что сражение
подчиняется воле богов. Исход поединка лучших воинов из стана
противников недвусмысленно являл волю судьбы, проигравшая сторона
могла с честью уйти, признавая свое поражение.
Бой - предельное напряжение сил человека. И не только физических:
очень важно сломить дух противника, его волю к победе.
Не зря по-украински слово "победа" звучит "перемога" -
пере-мочь, превозмочь, пересилить - вот смысл победы в бою.
Для борьбы (а точнее - для брани, как тогда говорили) был создан
особый язык, оскорбительный для противника. Оскорбить - это значит
унизить врага, превозмочь его дух, победить самому. Быть сильнее.
Есть другая, не менее важная функция бранных слов - управление боем.
Краткие фразы, непонятные для противника, служили командами
и предупреждали об опасности. В этом качестве нецензурная лексика
зачастую используется и до настоящего времени.
По возвращении с поля воин не мог войти сразу в свой дом - требовался
определенный обряд "очищения", возвращения человека из мира смерти
назад, в мир живых.
Ни дети, ни женщины не могли прикасаться к боевому оружию - даже
смотреть на орудия смерти было запрещено. Разумеется, был под запретом
и бранный (то есть, боевой), особый язык.
Обряд очищения проводился вдали от жилья и часто заканчивался
всеобщей чарой - употреблением алкогольных напитков. Это снимало
"военный синдром" и позволяло вернуться к обычной работе и мирному
образу мысли.
С появлением профессиональных воинов обряд возвращения к жизни
превратился в шумные гульбища, потеряв свой магический смысл.
В отличие от воина-ополченца профессиональный дружинник не
имел права строить свой дом и жениться, он был вне общины и
подчинялся военным вождям, а не старейшине племени.
Традиция обособления воинов от обычных людей сохранилась и сейчас -
вспомним казармы и воинскую дисциплину. Требование изучения сложного
военного искусства привело к появлению массовой профессиональной армии
(вспомним, что при Петре I служили 25 лет, долгий срок службы
был принят и в допетровские времена).
Вернувшись в родную деревню после многих лет службы, воин пользовался
всеобщим уважением, смешанным со страхом - но общения с ним избегали.
Может быть, потому многие русские воины в конце жизни уходили в монастыри,
не возвращаясь в родные края...
| |
|