Воин

Война - неотъемлемая часть общественных отношений. Когда-нибудь необходимость силового разрешения противоречий исчезнет, но, думаю, это случится не скоро.

В традиции магии воин считается злом - неизбежным, но злом. Земледелец - основа основ, труд крестьянина считался (и ныне считается) важным. Важнее всего - земля и работа на ней.

Только потребность в защите своих рубежей могла оторвать земледельца от поля и дать ему в руки оружие. Каждый мужчина обязан был знать дело ратное, умел обращаться с оружием и проходил своеобразные "сборы" вдали от семьи.

Этой же цели служили военно-спортивные игры, разнообразные состязания в ловкости, силе, стрельбе из лука, рукопашной борьбе, конной скачке.

Перед войной все мужчины готовились к смерти - мылись в бане, одевали белую одежду (белый - цвет траура), соблюдали пост. Готовность к битве - это готовность и к смерти в бою. Женщины провожали мужчин, понимая, что многим вернуться из боя не суждено, и потому (с точки зрения магии) человек, ставший воином, умирал для общины.

Убийство человека - даже врага - рассматривалось как тяжелейший проступок, недопустимый в обычной жизни. Лишь человек, преступивший край жизни и смерти и не принадлежащий миру живых, получал право убивать.

Отсюда и ритуальные поединки перед боем - считалось, что сражение подчиняется воле богов. Исход поединка лучших воинов из стана противников недвусмысленно являл волю судьбы, проигравшая сторона могла с честью уйти, признавая свое поражение.

Бой - предельное напряжение сил человека. И не только физических: очень важно сломить дух противника, его волю к победе. Не зря по-украински слово "победа" звучит "перемога" - пере-мочь, превозмочь, пересилить - вот смысл победы в бою.

Для борьбы (а точнее - для брани, как тогда говорили) был создан особый язык, оскорбительный для противника. Оскорбить - это значит унизить врага, превозмочь его дух, победить самому. Быть сильнее.

Есть другая, не менее важная функция бранных слов - управление боем. Краткие фразы, непонятные для противника, служили командами и предупреждали об опасности. В этом качестве нецензурная лексика зачастую используется и до настоящего времени.

По возвращении с поля воин не мог войти сразу в свой дом - требовался определенный обряд "очищения", возвращения человека из мира смерти назад, в мир живых.

Ни дети, ни женщины не могли прикасаться к боевому оружию - даже смотреть на орудия смерти было запрещено. Разумеется, был под запретом и бранный (то есть, боевой), особый язык.

Обряд очищения проводился вдали от жилья и часто заканчивался всеобщей чарой - употреблением алкогольных напитков. Это снимало "военный синдром" и позволяло вернуться к обычной работе и мирному образу мысли.

С появлением профессиональных воинов обряд возвращения к жизни превратился в шумные гульбища, потеряв свой магический смысл. В отличие от воина-ополченца профессиональный дружинник не имел права строить свой дом и жениться, он был вне общины и подчинялся военным вождям, а не старейшине племени.

Традиция обособления воинов от обычных людей сохранилась и сейчас - вспомним казармы и воинскую дисциплину. Требование изучения сложного военного искусства привело к появлению массовой профессиональной армии (вспомним, что при Петре I служили 25 лет, долгий срок службы был принят и в допетровские времена).

Вернувшись в родную деревню после многих лет службы, воин пользовался всеобщим уважением, смешанным со страхом - но общения с ним избегали.

Может быть, потому многие русские воины в конце жизни уходили в монастыри, не возвращаясь в родные края...