Невербальное общение
Телепатии не существует.
Но возможность общения между людьми на основе единых эмоций -
реальность. Довольно давно человек мог почувствовать страх,
или радость, тоску, ожидание, ярость, и делить эти чувства с другими.
Единое чувство создает узы близости между людьми, сопричастность,
единство, дает ощущение принадлежности к клану - родных или
близких по духу людей.
Помню наши семейные праздники, когда все собирались за общим столом
и неважно - на свадьбу, на проводы в армию или даже на похороны.
Дело в том, что мы все были вместе - приехать на семейный обряд
было знаком любви, сопричастности, принадлежности к общему клану.
Да, используя алкоголь (самогонку, наливки, домашние вина) облегчалось
создание общего чувства, волны, на которой настроены все - от седых
патриархов и хранительниц очага до детей.
Разумеется, дети не пили, но у них и без этого высоко это чувство
"настройки", единства с семьей, со своими родными - даже если их
больше, чем сто человек.
Я считаю, что эти семейные праздники (или поминки - это не праздник,
но все же) были частью чего-то уже позабытого, древнего, частью памяти
старых обрядов, когда единение рода должно помогать выживанию
и отдельных его составляющих.
Кстати, это чувство единства эмоций знакомо не только родным, но
и женщины, пусть даже принятые со стороны, становились его неотъемлемой
частью.
Лично я даже думаю, что еще существует обряд, что когда-то
был в древности - это обряд приобщения женщины к новому роду. Конечно
же, это о свадьбе - ведь не зря сохранился в веках ритуал, позволяющий
женщине "со стороны", из другой группы, клана, стать "своей".
Приобщение к роду, ко всеобщему полю эмоций и чувств далеко не так просто -
не зря же невеста вспоминает всю жизнь этот день, когда стала женой.
Кстати, девственность необходима для невесты еще потому, что ребенку
(а девственность есть подтверждение детства, и не зря так похожи слова)
много проще почувствовать общность, единство с чужими, но теперь
уже ставшими близкими, с группой людей, частью, клеточкой ей предстоит
теперь быть.
Это сильное чувство - первый опыт интимности, первые ласки, первый секс.
Чтобы чувство усилить, наши предки использовали лошадей - пару
юных супругов должны "подзадорить" и вовлечь в свое поле "влюбленные"
лошади - их привязывали у ворот того дома, где стелили постель новобрачным.
Чувство общности, сопричастности к клану настигало не только
невесту и жениха, очень часто тогда (и сейчас, если честно) кроме
них ("молодых") этот всплеск сексуальных эмоций заставлял и других,
очень часто почти незнакомых людей отдаваться друг другу.
Эмоции свадьбы, общность горя на похоронах и поминках - это память
тех самых обрядов, в которых была, укреплялась единая сила -
сила рода, единства людей.
То же самое чувство давало почти безграничную силу в рукопашном бою -
и, конечно же, наоборот: склоки, свары и разлады людей приводили войска
к поражению в битве. Недаром считалось тогда, что сильнее не тот,
у кого больше войск, но почти невозможно сломить дух единых бойцов,
сознающих свое нерушимое братство и готовность отдать свою жизнь
за родных, за народ.
Наш народ. Это слово нам всем говорит (только мы забываем о том) что единство
людей, общность рода, принадлежность к нему - смысл жизни нас всех.
Разобщение, гибель общины ("раз-общение") есть причина того, что мы
больше не часть группы, общности, общего рода.
Даже древнее слово "на-род" мы уже понимаем иначе, абстрактно.
Увы, не бывает народа без единства, без чувства родства, принадлежности
к общему, к общему делу, безопасности каждого, кто защищен общей
силой народа. Родных. Это чувство позволяет нам всем быть людьми.
Говоря это все я совсем не имею, что возврат к первобытно-общинному строю
необходим - нет, вернуться назад невозможно, конечно, но осознавать, что
ты вовсе не волк-одиночка, а часть общности, клана, семьи - это часть нас самих.
Мы не можем отказаться от этого, чтобы не потерять часть себя самого
и остаться человеком - ведь сходят с ума каждый сам по себе. В одиночку.
Кстати, общность, способность "настроить" свои чувства в единой волне,
в унисон с остальными людьми - не исчезла. Не зря стадионы заполняют
болельщики, зрители - не результат их влечет сюда - буря эмоций, чувство
общности, голод по тем временам, когда люди еще были частью единого рода.
Музыка, песни, игра, алкоголь - стимуляторы общности, чувства единства эмоций.
Мы идем на концерт и в театр, хотя можно смотреть или слушать то же самое
дома, на телеэкране - но нет, нас влечет это странное чувство сопричастности
к общему, к группе людей, что "настроены" так же, как вы.
Не случайно актеров, что могли управлять этим чувством единства людей,
заставлять в унисон их смеяться и плакать, хоронили вне кладбищ, как колдунов.
Впрочем, Церковь лукавит немножко - проповедник использует те же слова, то же
чувство "настройки", единства, принадлежности к общему, к группе людей,
составляющих Церковь, общину.
Это чувство реально, и каждый из нас ждет, что сможет его разделить с
группой близких людей. Управлять этим чувством, создавать его там,
где есть группа людей, составляющих общность, единство народа - это
магия.
Каждый из нас может быть составляющей частью, частицей, добавляющей свой
согласованный вклад в общий вал невербального чувства. Управлять этим валом,
"держать камертон" - это трудно, но чувство единства с людьми, когда ты
сознаешь свою власть, свою силу в управлении силой толпы...
Это сильное чувство доступно немногим - но оно того стоит. Великий актер,
музыкант или просто бродячий жонглер, сознавая свою безграничную власть
над людьми, не сумеет уйти, отказаться от этой работы - даже если ему
не заплатят. Политик рискнет своей жизнью, свободой за чувство единства
со своими людьми, своей партией, группой, толпой.
Хороший учитель - это мастер "настройки" детей, побуждающий
их к обучению, играм, совместной работе. У детей это чувство сильней,
чем у взрослых, и поэтому так тяжело расставаться учителю с учениками -
он теряет не просто уже повзрослевших людей, но часть общества, клана,
в котором он сам был ведущим - "вождем", тем, кто может вести за собой.
В любом коллективе (если это, конечно, достаточно близкая группа людей)
есть возможность общения за пределами слова - понимание жеста, намека.
В семье близнецы или дети достаточно близкие по рождению "говорят"
на своем языке, и слова в нем - не самое важное. Есть и то, что
доступно без слов.
Это - магия. Этому можно учиться. Это стоит того, чтобы жить.
| |
|