Имена и прозвища
Основа философии магии - взаимосвязь всего сущего. Все в мире связано -
и изменение малого может влиять на большое.
Если какой-то человек (предмет, существо или даже явление) имеет
имя, то воздействие на это имя равноценно воздействию на самого человека.
Иначе говоря, упоминая имя мы обращаемся к человеку - имя служит
напоминанием, образом человека. Назвав человека по имени, мы
устанавливаем определенную связь с ним, можем влиять на него.
Человек, не имеющий имени (иными словами - незнакомый нам человек) не
может быть "вызван на связь", поэтому ритуал знакомства есть процедура
установления соответствия между именем и мысленным образом человека.
С точки зрения магии, обучение есть процедура выявления истиных связей
между людьми, предметами или явлениями и управление ими.
Зная имя мы можем воздействовать на человека, предмет, явление.
Имя есть отражение сущности - и имена наши предки могли получить лишь
тогда, когда доказали свою принадлежность к роду, ответственность,
силу, характер.
Дети имен не имели.
Доказавший свою полезность и необходимость роду человек получал имя.
Выбор имени - привилегия магов, имя должно быть "услышано", то есть
должно отражать связь конкретного человека с миром духов, с магическим
миром.
В наше время родители - самые близкие люди - могут интуитивно "услышать",
понять, каким именем нужно назвать малыша. Это имя традиция Церкви
зачастую связывает с датой рождения, исходя из того, что святые -
это люди наиболее полно реализовавшие свой потенциал (и, следовательно,
имеющие "правильное" имя).
Таким образом, ребенок, родившийся в один день с популярным святым,
получал его имя - и, тем самым, надежду на повторение судьбы и
заступничество "своего" святого.
Какой-то смысл, вероятно, в этом есть - имя влияет на человека так же,
как и выбор имени зависит от личных качеств. Существует "обратная связь",
заставляющая человека соответствовать своему имени - недаром так похожи
характеры разных людей с одинаковыми именами.
Желая ослабить или изменить влияние имени на судьбу людям свойственно
изменять свое имя в течении жизни, придумывать уменьшительные или
жаргонные варианты, использовать псевдонимы и прозвища.
Чем точнее выявлена духовная сущность конкретного человека, тем
"правильней" его имя, теснее связь между мысленным образом, вызванном
именем и самим человеком (предметом, явлением).
Получение имени - символ признания личности. Имя должно быть известно
не всем (постороннему незачем знать "позывной" для магической связи),
и поэтому вместо реального имени называли какой-то из выделяющих
признаков - прозвище.
"Одноглазый", естественно, был одноглаз, "Сила" - очень силен, "Рыба"
мог заниматься рыбалкой или чем-то похож был на рыбу. Подобная практика
сохранилась в среде маргиналов - бродяг, уголовников - там, где традиции
древности все еще живы.
Настоящее имя доступно лишь близким - тем, кто заведомо не нанесет вам
вреда. Безопасность в магическом смысле приводила к тому, что один
человек мог носить даже несколько прозвищ (в разных группах - свое).
Из-за этого часто бывает, что один человек принимается за нескольких,
внося путаницу в исторические хроники.
Высшая степень доверия - обмен настоящими именами. Люди, совершившие
этот обряд, становились кровными братьями (сестрами), приобретали
самую тесную степень родства.
Кроме личного имени, человек получал имя рода (отчество). В нынешнем
смысле наше отчество - имя биологического отца, однако так было не всегда
(вспомним Рюриковичей или Всеволодовичей).
Изгнанный за какой-то проступок из рода человек терял свое право на имя -
оно больше не упоминалось, и сам человек не имел права сообщать
его. Он становился никем, человеком без имени.
Несуществующим.
В Китае и по сей день личное имя произносить не принято, используется
лишь имя рода (фамилия) или безличное обращение "старший брат", "младшая
сестра", или прозвище. Очень часто иностранцы в другой стране берут местное
имя, не желая показывать свое подлинное лицо чужакам.
С точки зрения магии, эта традиция есть желание "спрятаться", не привлекать
к своей особе внимания духов (как правило - злых). Произнесение имени
вслух вызывает "резонанс" в мире духов, привлекая внимание их к человеку.
Соответственно, настоящее имя есть и у других живых существ, предметов,
явлений природы. Узнав настоящее имя мы можем воздействовать на окружающий
мир, и поэтому истинные имена табуируются - непосвященный и необученный
человек не сумеет заставить пролиться дождем "безымянную" тучу.
В книге Урсулы Ле Гуин говорится, что когда-то был "изначальный" язык,
на котором все сущее имело "настоящие" магические имена, и достаточно
лишь изучить этот древний язык, чтобы получить власть над людьми, предметами
или явлениями.
Это не так - настоящее имя всегда уникально. Отличие магии от науки в том,
что магия не ищет общих признаков, не классифицирует явления или
предметы, а считает каждое существо, вещь и действие уникальным,
единственным, неповторимым.
Не существует двух одинаковых птиц, даже если они очень сильно похожи -
и у каждой из них есть свое, уникальное имя. Это попросту невозможно
запомнить, но можно "услышать" - дать каждой из них настоящее имя.
Другими словами, заметная часть обучения магии есть изучение настоящих
имен.
Безымянного не существует.
| |
|