Самолетодирижабль
Крупнейшие катастрофы дирижаблей в начале прошлого века заставили инженеров всего
мира найти альтернативный способ доставки пассажиров и грузов. Самолеты, а затем
и вертолеты заняли место огромных воздушных кораблей.
Оправдано ли такое решение?
Когда речь идет о скорости доставки - да. Однако всегда ли нужна высокая скорость?
Бизнесмены и политики спешат, оставляя под крылом страны и континенты, но так
ли нужна высокая скорость туристу?
Может быть, выгоднее совершать воздушный круиз на комфортабельном дирижабле,
останавливаясь в самых интересных и необычных местах планеты? Воздушному
лайнеру не нужны судоходные пути и портовые службы - достаточно соорудить
в подходящем месте причальную мачту - и маршрут проложен!
Впрочем, перевозка грузов могла бы стать не менее выгодным делом - особенно, когда
груза много, а скорость доставки не слишком нужна. Расход топлива на тонну груза
у дирижабля намного меньше, чем у любого самолета.
И, наконец, о надежности.
За сто лет многое изменилось. Дорогостоящий гелий вместо горючего водорода стал
заметно дешевле, электронно-вычислительные машины вполне способны рассчитывать
оболочки и конструкции новых воздушных кораблей, а средства навигации и службы
погоды обеспечивают безопасность полетов.
Стало быть, есть смысл строить дирижабли в XXI веке?
Может быть, поэтому стали появляться проекты новых воздушных кораблей, например,
самолетодирижаблей - взлетающих "по-самолетному", но с газовыми баллонами,
создающими подъемную силу и берущими на себя основную часть нагрузки.
Нетрудно сообразить, что расход топлива у самолетодирижабля должен быть
меньше, чем у обычного самолета в несколько раз, а управляемость и защищенность
от погодных условий будут примерно такими же.
Возможно, мы стоим на пороге новой эры воздухоплавания...
| |
|