foto

Самолетодирижабль

Крупнейшие катастрофы дирижаблей в начале прошлого века заставили инженеров всего мира найти альтернативный способ доставки пассажиров и грузов. Самолеты, а затем и вертолеты заняли место огромных воздушных кораблей.

Оправдано ли такое решение?

Когда речь идет о скорости доставки - да. Однако всегда ли нужна высокая скорость? Бизнесмены и политики спешат, оставляя под крылом страны и континенты, но так ли нужна высокая скорость туристу?

Может быть, выгоднее совершать воздушный круиз на комфортабельном дирижабле, останавливаясь в самых интересных и необычных местах планеты? Воздушному лайнеру не нужны судоходные пути и портовые службы - достаточно соорудить в подходящем месте причальную мачту - и маршрут проложен!

Впрочем, перевозка грузов могла бы стать не менее выгодным делом - особенно, когда груза много, а скорость доставки не слишком нужна. Расход топлива на тонну груза у дирижабля намного меньше, чем у любого самолета.

И, наконец, о надежности.

За сто лет многое изменилось. Дорогостоящий гелий вместо горючего водорода стал заметно дешевле, электронно-вычислительные машины вполне способны рассчитывать оболочки и конструкции новых воздушных кораблей, а средства навигации и службы погоды обеспечивают безопасность полетов.

Стало быть, есть смысл строить дирижабли в XXI веке?

Может быть, поэтому стали появляться проекты новых воздушных кораблей, например, самолетодирижаблей - взлетающих "по-самолетному", но с газовыми баллонами, создающими подъемную силу и берущими на себя основную часть нагрузки.

Нетрудно сообразить, что расход топлива у самолетодирижабля должен быть меньше, чем у обычного самолета в несколько раз, а управляемость и защищенность от погодных условий будут примерно такими же.

Возможно, мы стоим на пороге новой эры воздухоплавания...